Детский сад "Светлячок" комбинированного вида г. Звенигово

Дополнительная образовательная программа «Сказка рядом с нами».(для детей раннего возраста)

Дополнительнаяобразовательная программа<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

«Сказкарядом с нами».

(длядетей раннего возраста)

 

Пояснительнаязаписка.

Ранний возраст ребенка – этоответственны период в жизни человека, когда происходит закладка фундамента еголичности.

Необходимопомнить, что каждый период развития ребенка имеет огромное значение, вноситсвой вклад в формирование личности. Ребенок может приобрести «психологическиеценности», которые будут с ним всю последующую жизнь.

Адаптационный период – серьезноеиспытание для малыша раннего возраста. По даннымофициальной статистикизаболеваемость среди детей от 1 года до 7 лет ежегодно увеличивается на 4-5 %.Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее времятолько 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютноздоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания.

Одной из причин ухудшения здоровья детейврачи считают их адаптацию к детскому саду.Научные исследования показали, чтохарактеристика адаптации ребенка раннего возраста является прогностическимтестом для адаптации его к школе. Поэтому решение вопросов, связанных ссохранением психологического и физического здоровья детей в период адаптации кдетскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих передсотрудниками ДОУ и родителями.

Анализ деятельности дошкольногоучреждения в период адаптации показал, что увеличивается число детей, трудноадаптирующихся к условиям детского сада. Как организоватьпсихолого-педагогический процесс адаптации, чтобы снизить эмоциональный дискомфорт,сохранить психологическое здоровье, обеспечить профилактику детскихзаболеваний. Ответом на этот вопрос явилась разработка программы подополнительному образованию  «Сказкарядом с нами» деятельности педагога – психолога по сопровождению детей в«Службе  ранней помощи» в рамкахреспубликанскойинновационной площадке психолого-педагогической абиллитации и  коррекции детей «Крылья».

Программа по дополнительному образованию разработанапод руководством научного руководителя Норкиной Е.Л..Основная идея данной программы заключается в создании условий дляулучшения адаптации.

Цель:организовать психолого-педагогическую деятельность по созданию условий длядетей раннего возраста к условиям ДОУ.

Задачи:

1.Оказаниепомощи детям в период адаптации.

2.Обучениепедагогов приемам взаимодействия с детьми раннего возраста.

3.Повышениекомпетентности родителей по вопросам воспитания и  развития детей раннего возраста.

4.Созданиеособой предметно-развивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия.

5.Организациясенсорной комнаты для поведения психокорекционной и рекреационной работы длядетей с тяжелой степенью адаптации.

Принципыпостроения программы по дополнительному образованию.

-принципвозрастным и психологическим особенностям;

-принциппоэтапности, последовательности;

-принципкомплексности;

Ожидаемыерезультаты:

1.Уменьшениечисла детей с трудной адаптацией к условиям ДОУ.

2.Повышениекомпетентности родителейпо вопросам воспитания и  развития детей раннего возраста.

Содержаниепрограммы по дополнительному образованию.

 В предадаптационный период –май-сентябрь,включает:

-групповую консультацию для родителей,где рассматриваются медицинские, педагогические, психологические аспектыподготовки детей к посещению  ДОУ.Педагогом рассказывается информация о детском саде его сотрудниках, правилахповедения детей и родителей в период адаптации;

-анкетирование родителей с цельюпрогнозирования готовности поступления ребенка в ДОУ, сбор анамнестическихданных, информации об особенностях развития и воспитания ребенка в семье;

-индивидуальные беседы и диагностика,где педагог-психолог знакомится с семьей, диагностирует уровень развитиясоциальных навыков ребенка, определение особенностей семейного воспитания;

 

Дополнительноеобразование

«Сказкарядом с нами» состоит из трех блоков.

 

1.Работас воспитателями и специалистами ДОУ.

-диагностическаяработа выражается в наблюдении за детьми и заполнении карт адаптации на каждогоребенка;

-консультативнаяработа проходит в виде индивидуальных и групповых консультаций;

-профилактическаяработа в виде семинаров, консультаций, практических занятий;

Месяц

Мероприятия

Форма проведения

Сентябрь

 «Адаптация ребенка к  ДОУ»

Консультация

Октябрь

«Особенности физического и психического развития малышей»

Семинар

Ноябрь

«Социально-личностное развитие ребенка»

Семинар

Декабрь

«Создание предметно-развивающей среды»

Консультация

Январь

«Речевое развитие детей раннего возраста»

Семинар

Февраль

 «Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период.

Практическое занятие

Март

«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Семинар

 Течение года

Работа с воспитателями и специалистами.

Индивидуальные консультации

Май

Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ.

Групповая консультация

 

2. Работа с родителями.

-диагностическая работазаключается в проведении анкетирования родителей по вопросам готовности ихребенка к посещению ДОУ, а также выявление индивидуального характера. Цель–создание благоприятных для ребенка условий в детском саду с учетом егопсихологических особенностей;

-просветительская работапедагога-психолога заключается в выступлениях на родительских собраниях;

-профилактическое направлениепредставлено в виде психологической информации в родительских уголках, настенде психолога, в папках адаптационных групп;

-консультативный блокпредставляет собой цикл бесед, консультаций, работу по подготовке рекомендацийдля родителей о том, как правильно вести себя в период адаптации ребенка к ДОУи помочь успешно адаптироваться. Также осуществляется индивидуальное консультированиепо конкретным запросам родителей;

-экспертнаядеятельность заключается в проведении консилиума по итогам адаптации детейгруппы риска для выбора индивидуального маршрута сопровождения конкретногоребенка, испытывающего трудности в период адаптации. На этом этапе организуетсясовместная деятельность родителей и педагогов, направленную на создание условийадаптации детей группы риска к саду, а также коррекционно-развивающиеиндивидуальные игровые сеансы с детьми с тяжелой адаптацией.

План клуба«Школа заботливых родителей».

 

Месяц

Мероприятие

Форма проведения

Сентябрь

«В семье особый ребенок: особенности развития и воспитания»

Родительское собрание

 

Сентябрь-октябрь

Предоставление родителями анкет

Анкетирование

Октябрь

«Детские страхи»

Беседа-диспут

Ноябрь

Итоги адаптации

Родительское собрание

Январь

12 октября 2015 в 21:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.